Любой водитель, особенно начинающий, хотя бы один раз в жизни задумывался о том, какого типа коробку передач выбрать при покупке автомобиля: механическую (МКПП) или автоматическую (АКПП). Казалось бы, и та хороша, и другая. Для того, чтобы определить для себя приемлемый вариант, стоит рассмотреть достоинства и недостатки каждого вида коробки переключения передач.
Прежде всего, нужно учитывать, кто будет водить автомобиль. Для прекрасного пола, конечно, автоматическая коробка будет в приоритете. Управлять ею довольно просто. Эксплуатируют «автомат», в основном, для езды в населенных пунктах и там, где есть хоть какие-то накатанные дороги. При использовании такой коробки передач практически невозможно перегрузить двигатель, он работает стабильно в наилучшем для него режиме. Недостаточно опытные водители, как правило, тоже склоняются больше к АКПП, так как с ней проще: две педали, две ноги; не нужно путаться в лабиринтах скоростей; не нужно удерживать педаль сцепления. Аргументом в пользу АКПП служит простота движения при трогании в горку — переключил рычаг для движения вперед и поехал! Управлять транспортом при подобном виде передач всегда комфортно.
Однако, немало и недостатков в использовании авто с автоматикой. В случае поломки АКПП требуется сложный ремонт. Имеются некоторые потери при передаче крутящего момента. Еще одним минусом можно назвать то, что использовать автомобиль на пределе его возможностей просто нереально, так как двигатель работает в наиболее идеальном для него режиме. Повышенная стоимость техобслуживания, неспешное переключение передач и возможность перевозки только лишь эвакуатором — сыграют так же свою роль при покупке транспорта. Кроме того, АКПП восприимчива к ямкам на дорогах.
При выборе механической коробки скоростей необходимо обратить внимание на следующее. Достоинствами будут небольшие потери при передаче активной мощности, вероятность эксплуатации авто на пределе его возможностей. Также роль сыграют довольно простой ремонт и техническое обслуживание и высокая прочность. Запасные части доступны и недороги. Более низкая масса в сравнении с автоматикой. Себестоимость изготовления гораздо ниже — это тоже является преимуществом. Еще одним плюсом можно назвать отсутствие в потребности системы охлаждения. Порадует и вероятность возможной буксировки на большие расстояния.
К минусам этого вида коробки можно отнести непростое управление автомобилем, надобность в систематической смене прокладок сцепления, сложность в поиске оптимального варианта управления авто. К минусам также можно отнести вероятность перегрузки трансмиссии и двигателя. Немаловажным моментом является потребность в бесконечном совершении физических действий: выжимание сцепления и переключение передач. В городской местности с большим количеством поворотов это будет утомительно.
Хотя МКПП имеет больше возможностей при езде, управление таким авто требует большое опыта, чем альтернативный вид. При умелом использовании можно достигнуть стремительного разгона, наивысшей скорости и меньшего расхода топлива. Автоводителям «механики» стоит быть довольно опытным и различать режимы работы двигателя, чтобы при движении максимально использовать возможности транспорта.
Тем, кто выбрал АКПП, придется смириться, что затраты на топливо будут чуть большими, чем у «механики», а такой максимальной скорости авто можно и не добиться.
Существует несколько типов автоматических трансмиссий. Классика — отсутствие непосредственного сообщения двигателя и колес, передача крутящего момента происходит через рабочую жидкость, расход топлива увеличивается, многодисковое сцепление. Вариатор — мягкое изменение крутящего момента, экономия топлива, двигатель постоянно работает при максимальной мощности, более легкий вес при «классическом» автомате. Третий вариант: роботизированная «механика» - по устройству «механика», по управлению - «автомат», маленький вес, экономичность и невысокая стоимость, довольно дорогое производство. Практически все модели последних лет некоторых европейских марок оборудованы именно такими роботизированными коробками.
Однозначно, отказываться от механической коробки скоростей не стоит. Случаются такие ситуации, когда выбор «механики» является преимуществом перед «автоматом». Например, выехать из сугроба «враскачку» автомашина с автоматом вряд ли сможет, в то время как механическая коробка сделает это, не используя предел своих мощностей.
Если транспорт покупается для быстрой езды, езды наперегонки и использования его в сельской местности, несомненно, лучше всего предпочесть «механику». А если предполагается ездить по городу, особенно, часто попадая в пробки, то автоматика существенно облегчит жизнь.