При эксплуатации современной мобильной спецтехники – экскаваторов, погрузчиков, телескопических, колесных и гусеничных экскаваторов, погрузчиков, самосвалов, мини-погрузчиков, мини-экскаваторов и прочих машин необходимы специальные средства фильтрации.
Все мобильные механизмы содержат множество фильтров, поскольку обязательной фильтрации подвергаются различные среды – воздух, масла, охлаждающая жидкость и т.д. Обязательной фильтрации во многих странах ЕС подлежат даже отработанные газы. Делается это в целях соответствия нормам и требованиям экологической безопасности. Само собой, мобильная строительная и погрузочная техника также нуждается в этих комплектующих. Основным источником загрязнения является пыль, которая содержится в окружающем воздухе. При отсутствии качественной системы фильтрации она может проникнуть внутрь механизмов и вызвать нарушения в работе двигателей. Еще одним источником засорения мотора спецтехники могут стать частицы металла, возникающие в процессе эксплуатации агрегатов в результате износа комплектующих техники. В качестве третьего источника загрязнения следует назвать элементы, которые могут попасть в систему во время заправки механизмов топливом, маслом, гидравлической жидкостью. Необходима также фильтрация отработанных выхлопных газов.
Фильтры для строительной техники принято классифицировать по типу загрязнений. Речь идет, в частности, о выделении жидкостных фильтров, фильтров твердых частиц и газов. В основу еще одной классификации положены способы очистки. В данному случае принято выделять сепараторы и слоевые фильтры. Работа первых основана на центробежной силе (этот принцип использован, к примеру, в топливных сепараторах). Слоевые фильтры осуществляют очистку с помощью специальных материалов, имеющих волокнистую структуру (по этому принципу работают воздушные фильтры).
Основной характеристикой фильтрующих систем является тонкость очистки. Существует следующая градация, характеризующая качество фильтрационного процесса: средняя (50%), нормальная (90%) степень и абсолютный отсев (100%). От гидравлических и топливных фильтров требуется высокая степень отсева. Сделать это с помощью лишь одного элемента невозможно, поэтому необходима двойная фильтрация. Первым стоит фильтр, осуществляющий грубую очистку, а вторым в системе идет тот элемент, который обеспечивает тонкую очистку.